- Общая часть.
- Обоснование необходимости разработки схемы теплоснабжения.
Необходимость разработки новой схемы теплоснабжения города определяется истечением срока действия схемы теплоснабжения 2000 года и законом №190 – ФЗ от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении», который определяет схему теплоснабжения как базовый документ (статья 23, п.2 «Развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения»).
Схема теплоснабжения является предпроектным документом, в котором обосновывается экономическая целесообразность и хозяйственная необходимость проектирования и строительства новых, расширения и реконструкции существующих теплоисточников и тепловых сетей.
На основании и в соответствии с утвержденной администрацией города схемой теплоснабжения теплоснабжающая организация (статья 23, п.4 закона «О теплоснабжении») разрабатывает инвестиционную программу в целях реализации решений, предусмотренных этой схемой.
Инвестиционная программа, согласованная с администрацией города, определяет объем финансовых потребностей по ее реализации и источники поступления средств для финансирования первого проекта (реконструкция (модернизация) действующей системы централизованного теплоснабжения) и второго проекта (мероприятия, связанные с подключением к действующей системе новых потребителей тепла). Согласно п.8 статьи 10 «Закона о теплоснабжении» одним из источников финансирования мероприятий по реконструкции (модернизации) действующей системы централизованного теплоснабжения, предусмотренных утвержденной схемой теплоснабжения, может быть надбавка к тарифу на тепловую энергию сверх установленного федеральным органом предельного уровня. Затраты на подключение новых потребителей, предусмотренных схемой теплоснабжения, учитываются при определении тарифа на подключение.
- Нормативные документы и исходные данные, положенные в основу разработки схемы.
Схема теплоснабжения выполнена согласно заданию на проектирование (приложение №!), «Инструкции о составе, порядке разработки и утверждения схем теплоснабжения населенных пунктов с суммарной тепловой нагрузкой до 116 МВт (100 Гкал/ч)» а также согласно закону «О теплоснабжении». Схема теплоснабжения выполнена в объеме, необходимом для разработки
6
инвестиционной программы по развитию действующей системы централизованного теплоснабжения на перспективу до 2020 г.
В качестве исходных данных для проектирования использованы следующие материалы, предоставленные заказчиком:
-- перечень подключенных к котельным потребителей тепла и их расчетные (договорные) тепловые нагрузки;
-- данные по источникам системы централизованного теплоснабжения;
-- схемы действующих тепловых сетей от котельных.
Данные по перспективным потребителям тепла (намечаемым к строительству зданиям в период 2011-2020 г.г.) предоставлены администрацией города (приложение №2).
В работе также использована предыдущая схема теплоснабжения, разработанная Ивановским отделением института «Гипрокоммунэнерго» в 2000 г.
Данной схемой теплоснабжения предусмотрены мероприятия по развитию действующей системы централизованного теплоснабжения жилищно-коммунального сектора и предприятий, подключенных к этой системе.
Теплоснабжение промпредприятий, которое осуществляется от собственных теплоисточников, решается их владельцами.
Существующее положение в сфере централизованного теплоснабжения жилищно-коммунального сектора города.
2.1Теплоисточники.
В настоящее время централизованное теплоснабжение жилищно-коммунального сектора осуществляется единой теплоснабжающей организацией – ООО «Электротеплосеть» от 7 котельных.
Основные данные по котельным приведены в нижеследующей таблице:
№№
пп
|
Наименование и адрес котельной
|
Количество и тип котлов
|
Производи-тельность котельной, Гкал/ч; расчетный график отпуска тепла.
|
При-соеди-ненная нагруз-ка ЖКС / резерв мощ-ности котель-ной, Гкал/ч
|
% от суммар-ной нагрузки ЖКС города
|
паровые
|
водогрей-ные
|
1
|
Котельная № 1 (Центральная), ул.Набережная, 67
|
-
|
3хДКВР-10-13;
2хКВГМ 20-150
|
64,0;
150о-70оС
|
41,3 / 22,7
|
51,1
|
2
|
Котельная № 2 (Квартальная), ул.Сахарова, 24а
|
-
|
2хКВГМ14-150; ТВГ-8м
|
32,0;
150о-70оС
|
27,2 / 4,80
|
33,7
|
3
|
Котельная № 8.1 (Яйково), ул. Гледенская, 18
|
-
|
Нева 0,8;
Братск 0,4
|
1,09;
95о-70оС
|
0,50 / 0,59
|
0,60
|
4
|
Котельная № 8.2 (Северо-запад), ул. Гледенская,43а
|
-
|
4хPegasus F3
|
1,0
|
1,0 / 0
|
1,20
|
5
|
Котельная №10
(Ж/д вокзала),
ул.Железнодорож-ная
|
-
|
2хЕ1/9
Братск 0,63
Братск 0,80
|
3,0
|
1,50 / 1,50
|
1,90
|
6
|
Котельная №11
(Авиалесоохраны),
ул.Гледенская, 1
|
-
|
4хLuna 1,310Fi
|
0,11
|
0,10 / 0,01
|
0,10
|
7
|
Котельная №12
(СРЗ),
Советский проспект, 271
|
1хДКВР-10/13;
2хКЕ 10/14
|
-
|
20,0
|
9,20 / 10,80
|
11,4
|
|
Итого
|
|
|
121,2
|
80,80 / 40,40
|
100
|
Как видно из таблицы, дефицит мощности по всем котельным в настоящее время отсутствует.
Техническое состояние основных теплоисточников – котельной №1 и котельной № 2 (84,8% тепловой нагрузки города) удовлетворительное. Котельная СЗР практически исчерпала свой ресурс.
Расположение действующих котельных системы централизованного теплоснабжения жилищно-коммунального сектора с тепловыми сетями от них на плане города приведено на чертеже № 4416- СхТГ лист 1.
2.2 Тепловые сети.
Транспорт тепла в виде горячей воды на отопление и горячее водоснабжение осуществляется по двухтрубным тепловым сетям по закрытой схеме от котельных № 1, № 2, Яйково, Северо-запад, авиалесоохраны.
От котельных СРЗ и ж/д вокзала проложены четырехтрубные тепловые сети (двухтрубные на отопление и двухтрубные на горячее водоснабжение).
Способ прокладки – подземный в непроходных каналах.
Основные характеристики тепловых сетей, обеспечивающих подачу тепла 96,2% потребителей города от наиболее крупных котельных, приведены в нижеследующей таблице:
№№
пп
|
Наименование теплоисточника.
Вид тепловой нагрузки.
|
Условный диаметр труб тепловых сетей, мм
|
Протяженность по трассе, м
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Двухтрубные тепловые сети
|
1
|
Котельная № 1.
Отопление, горячее водоснабжение.
|
400
|
10,0
|
300
|
1191,5
|
250
|
1386,8
|
200
|
2802,0
|
150
|
4437,1
|
125
|
1180,7
|
100
|
4414,3
|
80
|
3747,6
|
65
|
3796,3
|
50
|
5327,8
|
40
|
50,0
|
|
Итого
|
Средний диаметр
129
|
25822,3
|
2
|
Котельная № 2.
Отопление, горячее водоснабжение.
|
300
|
513,0
|
250
|
260,4
|
200
|
2249,5
|
150
|
1342,6
|
125
|
737,0
|
100
|
1155,3
|
80
|
1118,0
|
65
|
444,5
|
50
|
948,5
|
32
|
17,0
|
|
Итого
|
Средний диаметр
142
|
8785,8
|
|
9
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Котельная СРЗ. Четырехтрубные тепловые сети
|
3
|
а)тепловые сети
отопления.
|
250
|
384,0
|
200
|
1212,5
|
150
|
726,0
|
125
|
20,0
|
100
|
369,0
|
80
|
305,0
|
65
|
941,0
|
50
|
2942,0
|
40
|
40,0
|
32
|
304,0
|
|
|
Средний диаметр
101
|
7243,5
|
4
|
б)тепловые сети
горячего
водоснабжения
|
150/100
|
629,0
|
125/100
|
74,0
|
125/50
|
110,0
|
100/65
|
26,0
|
100/50
|
570,0
|
80/50
|
37,0
|
65/65
|
86,0
|
65/50
|
405,0
|
50/50
|
665,0
|
25/25
|
106,0
|
|
Итого
|
Средний диаметр
101/63
|
2708,0
|
|
|
|
|
|
В числителе приведен диаметр подающего трубопровода, в знаменателе – обратного.
Перечень существующих абонентов тепловых сетей, их расчетные расходы тепла и сетевой воды приведены в таблице №1.
На основании этих данных и действующих схем тепловых сетей выполнены гидравлические расчеты тепловых сетей отопления от каждого теплоисточника по основным направлениям для определения необходимости их реконструкции в настоящее время (вне зависимости от реализации перспективной застройки). Итоги гидравлических расчетов приведены в таблицах № 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и в расчетных схемах тепловых сетей (чертеж №4416 – СхТГ листы 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11).
По наиболее протяженным и проблемным участкам тепловых сетей построены графики давлений, на основании которых даны рекомендации по увеличению пропускной способности отдельных участков тепловых сетей (чертеж №4416 – СхТГ листы 12, 13, 14).
Рекомендуемые к реконструкции участки тепловых сетей приведены на чертеже №4416 – СхТГ листы 5, 7 и в нижеследующей таблице:
№№пп
|
Наименование котельной
|
№№ участков тепловых сетей
|
Условный диаметр трубопроводов, мм
|
Протяженность
участков тепловых сетей, м
|
существующих
|
рекомендуемых
|
1
|
Котельная № 1
|
60 ÷ 64
|
200
|
250
|
404
|
2
|
Котельная СРЗ (тепловые сети отопления)
|
23
|
50
|
80
|
144
|
37
|
50
|
65
|
125
|
|
|
|
|
Итого по котельной СРЗ
|
|
|
|
269
|
|
Всего от действующих котельных
|
|
|
|
673
|
- Потребность в тепловой энергии на расчетный период.
Потребность в тепловой энергии системы централизованного теплоснабжения потребителей перспективной застройки до 2020 года определена согласно данным администрации города по объемам намечаемого строительства (приложение №2). Размещение этих потребителей тепла на плане города приведено на чертеже №4416 – СхТГ листы 2, 3.
Расчетные расходы тепла на теплоснабжение зданий перспективной застройки приведены в таблице №2.
Суммарная тепловая нагрузка перспективных потребителей тепла системы централизованного теплоснабжения составляет 7,62 Гкал/ч ( 9,43 % от суммарной нагрузки в настоящее время).
Варианты развития централизованного теплоснабжения жилищно-коммунального сектора на перспективу до 2020 г. Основные технические решения.
4.1Теплоисточники.
Задачей данной работы является выбор наиболее экономичного варианта развития системы теплоснабжения жилищно-коммунального сектора города на период 2011 – 2020 годы.
Основными положениями, принятыми при выборе вариантов, являются:
- действующая система теплоснабжения, сформированная на основании схемных проработок прежних лет, обеспечивает надежное теплоснабжение большинства потребителей и в ее коренной реконструкции нет необходимости;
- основные источники теплоснабжения – котельные № 1 и № 2, покрывающие около 85% нагрузок, находятся в удовлетворительном состоянии, имеют резерв мощности. Их расширение и реконструкция не требуется;
- котельная судоремонтного завода выработала свой ресурс и не может обеспечить в перспективе надежное теплоснабжение жилого района СРЗ;
- теплоснабжение рядом расположенных районов Яйково и Северо-запад осуществляется от двух котельных с малоэкономичным изношенным оборудованием. Подключение этих районов к другому ближайшему крупному с резервом мощности теплоисточнику – котельной № 1 экономически нецелесообразно по условию дальнего транспорта малых объемов теплоэнергии (см. «Схему теплоснабжения 2000г.»), рост которых на перспективу незначителен;
- увеличение потребности в теплоэнергии за счет перспективных потребителей тепла системы централизованного теплоснабжения составляет 7,6 Гкал/ч (9,4%), что не требует строительства новых крупных теплоисточников и существенных изменений сложившейся системы централизованного теплоснабжения;
- изменение схемы топливоснабжения на перспективу не предусматривается - в качестве топлива для отопительных котельных жилищно-коммунального сектора остается природный газ.
С учетом вышеприведенного теплоснабжение жилищно-коммунального сектора города данной работой предусмотрено от 6 котельных по варианту 1 и от 7 котельных по варианту 2.
В качестве основных источников теплоснабжения на перспективу остаются котельные № 1 и № 2 с их существующими потребителями тепла и перспективными потребителями, размещаемыми в зонах действия этих котельных.
Резерва мощности этих котельных достаточно для подключения дополнительной перспективной нагрузки.
Потребители котельной СРЗ переключаются на новую отопительную котельную, которую рекомендуется установить рядом с отслужившей свой срок действующей.
Потребители районов Яйково и Северо-запад переключаются на новую, запроектированную ранее, блочно-модульную котельную, к которой подключаются также и перспективные потребители этих районов.
Теплоснабжение удаленных от основных теплоисточников потребителей котельных ж/д вокзала и авиалесоохраны на перспективу осуществляется по действующей схеме.
Теплоснабжение перспективных потребителей в районе ул. Красных курсантов предусматривается либо от котельной № 2 (вариант 1), либо от собственной котельной (вариант 2).
План города с расположением источников теплоснабжения, магистральных и распределительных тепловых сетей, тепловых нагрузок по районам теплопотребления по варианту 1 и варианту 2 приведен на чертеже №4416-СхТГ листы 2 и 3.
Ниже приводятся таблицы технических решений по вариантам на расчетный срок.
Вариант 1. .
№ №
пп
|
Теплоисточник
|
Максимально возможный отпуск тепла для ЖКС города, Гкал/ч
|
Район теплопотребления
|
Присоединяемая нагрузка с учетом теплопотерь, Гкал/ч
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
1
|
Действующая котельная № 1
|
64,00
|
Существующие и перспективные потребители
|
44,24
|
|
2
|
Действующая котельная № 2
|
32,50
|
Существующие и перспективные потребители
|
32,00
|
|
|
3
|
Действующая котельная ж/д вокзала (№10)
|
3,00
|
Существующие потребители
|
1,54
|
|
4
|
Действующая котельная авиалесоохраны (№11)
|
0,11
|
Существующие потребители
|
0,11
|
|
5
|
Рекомендуемая данной работой котельная жилого района СРЗ
|
Определяется при конкретном проектировании
|
Существующие потребители
|
9,64
|
|
6
|
Ранее запроектированная котельная района Северо-запад и Яйково
|
4,14
|
Существующие и перспективные потребители
|
3,70
|
|
|
Итого по варианту 1
|
|
|
91,23
|
|
Вариант 2.
№ №
пп
|
Теплоисточник
|
Максимально возможный отпуск тепла для ЖКС города, Гкал/ч
|
Район теплопотребления
|
Присоединяемая нагрузка с учетом теплопотерь, Гкал/ч
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
1
|
Действующая котельная № 1
|
64,00
|
Существующие и перспективные потребители
|
44,24
|
|
2
|
Действующая котельная № 2
|
32,50
|
Существующие и перспективные потребители
|
32,00
|
|
|
3
|
Действующая котельная ж/д вокзала (№10)
|
3,00
|
Существующие потребители
|
1,54
|
|
4
|
Действующая котельная авиалесоохраны (№11)
|
0,11
|
Существующие потребители
|
0,11
|
|
5
|
Рекомендуемая данной работой котельная жилого района СРЗ
|
Определяется при конкретном проектировании
|
Существующие потребители
|
9,64
|
|
6
|
Ранее запроектированная котельная района Северо-запад и Яйково
|
4,14
|
Существующие и перспективные потребители
|
3,70
|
|
7
|
Рекомендуемая данной работой котельная перспективной застройки
|
4,50
|
Перспективные потребители
|
4,26
|
36,27
|
|
|
Итого по варианту 2
|
|
|
91,23
|
|
Покрытие тепловых нагрузок жилищно-коммунального сектора теплоисточниками по вариантам теплоснабжения на расчетный срок в таблице 18.
4.2 Система теплоснабжения и тепловые сети .
Данной работой предусмотрено сохранение действующей закрытой системы теплоснабжения с установкой водонагревателей горячего водоснабжения у потребителей или в ЦТП.
Транспорт горячей воды к потребителям по отдельным трубопроводам предусмотрен от действующей котельной ж/д вокзала и от предусматриваемой по 2 варианту к строительству котельной для перспективной застройки в районе ул. Красных курсантов.
Объемы строительства новых и реконструкции действующих тепловых сетей по вариантам теплоснабжения приведена в следующей таблице:
№
№
пп
|
Наименование источника теплоснабжения
|
Новое строительство, км
|
Реконструкция, км
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Вариант 1
|
1
|
Действующая котельная № 1
|
155,0
|
524,0
|
2
|
Действующая котельная № 2
|
950,0
|
1123,9
|
3
|
Рекомендуемая данной работой котельная жилого района СРЗ
|
-
|
1254,5
|
4
|
Ранее запроектированная котельная района Северо-запад и Яйково
|
140,0
|
255,0
|
|
Итого по варианту 1
|
1245,0
|
3157,4
|
Вариант 2
|
1
|
Действующая котельная № 1
|
155,0
|
524,0
|
2
|
Действующая котельная № 2
|
250,0
|
-
|
3
|
Рекомендуемая данной работой котельная жилого района СРЗ
|
-
|
1254,5
|
4
|
Ранее запроектированная котельная района Северо-запад и Яйково
|
140,0
|
255,0
|
|
Итого по варианту 2
|
545,0
|
2033,5
|
Участки строительства и реконструкции тепловых сетей, диаметры трубопроводов, длины участков приведены на расчетных схемах тепловых сетей (чертеж 4416-СхТГпо варианту 1 листы 15,16,17,19,20, по варианту 2 листы 15,16,18,19, 20).
Расчетные схемы тепловых сетей составлены на основании гидравлических расчетов (таблицы № 11,12,13,14,15).
По основным направлениям трасс построены графики давлений в тепловых сетях (таблицы № 21,22,23,24,25).
Потребные диаметры труб приняты из условия обеспечения необходимых располагаемых напоров в тепловых сетях на вводах к наиболее удаленным потребителям (при элеваторном способе присоединения систем отопления – не менее 15 ÷ 20 м вод. ст., при непосредственном присоединении – 5 м вод.ст.)
Эквивалентная шероховатость внутренней поверхности труб принята в размере 0,0005 м.
Технико-экономические показатели по вариантам теплоснабжения
Выбор рекомендуемого варианта централизованного теплоснабжения жилищно-коммунального сектора города на расчетный срок до 2020 года произведен на основании сопоставления капитальных затрат (в ценах 2011 г.) в источники теплоснабжения и тепловые сети.
Капитальные затраты в строительство котельной района Яйково и Северо-запад приняты по данным заказчика.
Капитальные затраты в строительство котельной района перспективной застройки (в районе ул. Красных курсантов) приняты по аналогии с котельной района Яйково и Северо-запад.
Капитальные затраты в строительство котельной жилого района СРЗ приняты из расчета 3 млн.руб. за 1 МВт мощности.
Капитальные затраты в строительство тепловых сетей определены по «Нормативам удельных капитальных вложений в строительство тепловых сетей» (Минэнерго СССР, 1983г.) с переводом в цены 2011г. По индексам изменения цен на строительно-монтажные работы.
Способ прокладки тепловых сетей принят подземный в каналах.
Капитальные затраты на реконструкцию действующих тепловых сетей приняты по вышеуказанным нормативам применительно к конкретным видам работ-земляные работы, демонтаж старых труб, укладка новых труб с изоляцией в существующие каналы (при соблюдении норм приближения к стенкам и перекрытию каналов), либо с заменой каналов.
К капзатратам на СМР по тепловым сетям введен коэффициент 1,29 на лимитированные затраты подрядной организации, подготовку территории строительства (перекладка коммуникаций, разборка и восстановление дорожных покрытий, временные сооружения, зимнее удорожание работ и т.д.), прочие неучтенные затраты.
Суммарные капитальные затраты по вариантам теплоснабжения составляют:
- по варианту 1 – 92,71 млн.руб.;
- по варианту 2 - 86,12 млн.руб.
Разбивка затрат по теплоисточникам и тепловым сетям приведена в таблице №19.
- Выбор рекомендуемого варианта. Выводы и предложения.
Исходя из сопоставления капитальных затрат к реализации рекомендуется вариант 2.
Незначительная разница в капзатратах (6,6 млн.руб.) по варианту 1 и варианту 2 обусловлена только схемами теплоснабжения перспективных
потребителей в районе ул. Красных курсантов – вариант теплоснабжения этого района от собственной котельной дешевле варианта его теплоснабжения от котельной № 2. Схемы теплоснабжения других тепловых районов идентичны в обоих вариантах теплоснабжения города. Вариант теплоснабжения района перспективной застройки от собственной котельной предпочтителен также и по разновременности капитальных затрат в котельную, которая заключается в возможности поэтапного наращивания мощности котельной по мере застройки жилого района.
В соответствии с выполненными расчетами и анализом действующей системы централизованного теплоснабжения можно сделать следующие выводы:
- система теплоснабжения жилищно-коммунального сектора города, в основном, развивалась в соответствии с предыдущими схемами теплоснабжения и отвечает требованиям безопасности, надежности и качеству теплоснабжения;
- котельные СРЗ, района Яйково, района Северо-запад вырабатывают свой ресурс как в части основного оборудования, так и строительных конструкций. В ближайшей перспективе необходима замена этих теплоисточников на новые;
- тепловые сети находятся в удовлетворительном состоянии, их работоспособность поддерживается путем проведения плановых работ по капитальным ремонтам, требуется незначительная их реконструкция согласно данной работе;
- отпуск тепла потребителям производится согласно принятым графикам температур сетевой воды;
- единой теплоснабжающей организацией является ООО «Электротеплосеть» г.Великий Устюг, которая на протяжении многих лет выполняет свои обязанности по бесперебойному и надежному теплоснабжению города и в замене ее на другую нет необходимости.
Согласно закону №190-ФЗ «О теплоснабжении» администрация города в срок до 31 декабря 2011 года должна утвердить схему теплоснабжения с указанием утверждаемого варианта и единой теплоснабжающей организации, в качестве которой данной схемой остается на перспективу ООО «Электротеплосеть» г.Великий Устюг.
Теплоснабжающая организация на основании и в соответствии с утвержденной схемой разрабатывает инвестиционную программу по реализации мероприятий, предусмотренных этой схемой с предложениями по источникам их финансирования (в том числе и за счет надбавок к тарифам на теплоэнергию). Инвестиционная программа согласовывается администрацией города и утверждается администрацией области.
В пределах срока действия схемы теплоснабжения администрацией города должна выполняться ежегодная ее актуализация (в случае необходимости).
- Предложения по развитию системы централизованного теплоснабжения за пределами расчетного срока.
Данной схемой предусмотрены решения по теплоснабжению перспективной застройки на расчетный срок до 2020 года согласно данным администрации города по ее размещению и объемам. Если объемы намечаемой застройки не будут реализованы к расчетному сроку, решения схемы продлеваются за пределы 2020 года.
При изменении размещения перспективных потребителей потребуется корректировка расчетных схем тепловых сетей от котельных в зону действия которых попадают эти потребители. Увеличения мощности котельных, вероятнее всего не потребуется за счет использования резервных мощностей.
Рост тепловых нагрузок за пределами расчетного срока может быть покрыт либо за счет использования резервной мощности котельной №1 (до 225 тыс.м2 новой жилой застройки), либо за счет расширения других источников. При выборе площадок и проектировании новых котельных в районе СРЗ и в районе ул.Красных курсантов необходимо предусмотреть возможность их расширения.
- Рекомендации по повышению энергоэффективности действующей системы централизованного теплоснабжения.
После повсеместной установки у теплопотребителей приборов учета потребленной теплоэнергии (требование закона №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности») расчеты с теплоснабжающей организацией за потребленное тепло будут производиться по показаниям этих приборов, что должно стимулировать теплоснабжающую организацию к повышению энергоэффективности своего хозяйства – производство и транспорт теплоэнергии, т.е. к повышению КПД этой системы.
Повышение коэффициента полезного действия системы теплоснабжения сводится к повышению коэффициента полезного использования топлива, т.е к снижению теплопотерь при производстве и транспорте тепла.
Наибольшие потери тепла происходят в тепловых сетях, КПД которых, в основном, определяет КПД всей системы. Основные потери тепла в тепловых сетях происходят через тепловую изоляцию. Проектирование тепловой изоляции рекомендуется производить на основании технико-экономических расчетов выбора наиболее эффективной толщины изоляции, исходя из срока окупаемости затрат на изоляцию за счет сокращения потерь тепла. Нормы тепловых потерь следует рассматривать только как предельно допустимые при формировании тарифа на тепло. Потерь тепла через утечки теплоносителя не должно быть. Утечка – это авария, которую необходимо ликвидировать.
При проектировании тепловых сетей подземной канальной прокладки необходимо исключить возможность затопления каналов и камер грунтовыми или поверхностными водами путем организации дренажа нижних точек (приямков) камер. Нижних точек каналов не должно быть.
Для удобства ликвидаций аварий (в том числе утечек) рекомендуется применять легко съемную теплоизоляцию (например, полуцилиндры), которую можно использовать многократно.
Для повышения надежности и долговечности трубопроводов необходимо уделить особое внимание защите труб от наружной коррозии по причине которой происходит наибольшее количество аварий, т.е. снижается надежность теплоснабжения, которая в условиях севера имеет первостепенное значение.
Необходимо правильно выбрать тип покрытия в зависимости от способа прокладки тепловых сетей и температурного графика. Работы по нанесению покрытия выполнять в соответствии с указаниями «Инструкции по защите трубопроводов тепловых сетей от коррозии».
Монтаж каналов тепловых сетей должен быть выполнен согласно проектной документации, в которой должны быть предусмотрены решения, исключающие заиливание каналов (попадание в них песка и другого грунта).
Надзор заказчика за производством всех видов работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тепловых сетей на каждой стадии работ обязателен. На все виды скрытых работ необходимо составление актов.
Закон «О теплоснабжении» повышает требования к надежности теплоснабжения, которая в свою очередь определяется, в основном, надежностью тепловых сетей.
Энергоэффективность теплоисточника также определяется коэффициентом эффективности использования топлива.
Кроме требований, изложенных в инструкциях по эксплуатации котельных, рекомендуется выполнить технико-экономические расчеты по утилизации тепла уходящих дымовых газов с определением срока окупаемости этих затрат. При топливе - природный газ с низким содержанием серы утилизация тепла не представляет технической сложности.
Повышение энергоэффективности потребителей тепла решается этими потребителями при выполнении энергоаудитов и рекомендаций на их основе.
В соответствии с законом «об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» теплоснабжающая организация должна разработать и утвердить программу по повышению энергоэффективности своего хозяйства. В этой программе рекомендуется предусмотреть мероприятия, выполнение которых при капитальных ремонтах (особенно тепловых сетей) даст экономический эффект за счет снижения потерь тепла и увеличения срока службы тепловых сетей (т.е. увеличение межремонтного срока).
В заданиях на проектирование новых тепловых сетей необходимо указать проектной организации на принятие проектных решений, обеспечивающих их с низким содержанием серы энергоэффективность и надежность.